Новости

Уважаемые родители! Свои вопросы можете оставлять в комментариях....

ТРЕВОЖАТ ЛИ ВАС РЕЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕБЁНКА?

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что наруше­ния речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние   имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнке по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

 

•   Установка может быть попустительской:   «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят зна­чительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и   пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки:  певцы,  писатели,  телеведущие, и их дефект им не мешает».

Ребёнок внушаем,  и очень скоро,  при отсутствии насмешек со стороны других детей,  он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, небольшой дефект — это проявление индивидуальности

 

•  Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой  все будут смеяться.  Неужели так  трудно произнести  нормально,  как: все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

 

В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.


Первокласснику на заметку 

Поговорите с учителем I класса, и вы узнаете, что у некоторых его учеников есть трудности в учебе. Почему они возникают?
«Может быть, он неспособный?» - думают родители. Но психологическое обследование показывает: способности не ниже средних. Причина в другом: ребенок пришел в школу недостаточно подготовленным. «Как же так? - недоумевает мама. - Он уже и читать немного умел, и считать...»
Оказывается, этого недостаточно. И более того, не это главное. Читать и считать ребенка научить достаточно легко, если он умеет учиться. А вот если не умеет, тогда трудностей не миновать. Но что это значит - уметь учиться?
Важное условие - умение внимательно слушать учителя выполнять
простейшие указания. А для этого нужно, чтобы ребенок понимал: выполнение этих указаний - необходимое условие овладения знаниями. Нужно и соответствующее отношение к самим знаниям. Если они не представляют для ребенка никакой ценности, то любовь к учителю не поможет. Бывает и так: ребенок искренне хочет чему-то научиться, уважает учителя, а вот сосредоточиться на его словах не умеет. То его отвлекает солнечное пятно на стене, то мысли о плюшевом мишке, оставшемся дома.
Итак, готовность к школе - это целый комплекс различных психических качеств. Это наличие учебно-познавательных мотивов, признание авторитета учителя, умение сосредоточиться на решении поставленной задачи, необходимый уровень умственного развития.
Сейчас, когда начинают обучение с 6 лет, проблема готовности к школе стоит особенно остро. Среди шестилеток неготовых значительно больше, чем среди семилеток. Конечно, к ним и требования ниже. Но в 6 лет более выражены индивидуальные различия между детьми. Один ребенок по уровню развития приближается к семилетнему, другой - к пятилетнему. Кроме того, как бы ни снижались требования, классно-урочная форма обучения невозможна, если все перечисленные стороны готовности не сложились хотя бы в минимальной степени, если для них нет никаких предпосылок.
Начнем мы наш разговор с того, как относится ребенок к учению. Хочет ли он стать умнее, узнать то, чего раньше не знал? Понимает ли, что без учебы этого не достичь? Просит ли научить его чему-либо «школьному» - читать, писать, считать? Задает ли вопросы об окружающем: «Почему дует ветер?» или «Откуда взялась река?» Выслушивает ли ответы, уточняя то, что ему непонятно, или, задав вопрос, тут же забывает о нем?
Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что «без знаний нельзя стать ни шофером, ни космонавтом», что «все должны учиться» и т. д. Стремления к знаниям от этого не появится. Другое дело интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения за окружающим. Такие наблюдения ценны и сами по себе, но если они отражены в рисунке, их ценность возрастает: теперь они не забудутся на следующий день (или через 5 минут), а органично включатся в жизненный опыт ребенка.
Для развития образного мышления (а это важнейшая для дошкольника форма мышления) очень полезно конструирование. Заранее сделайте образец - рисунок. Для детей 5-6 лет полезнее всего нерасчлененные образцы. На них изображается лишь общий контур сооружения, а из каких строительных деталей оно построено, не ясно. Ребенку придется «в уме» проанализировать образец, выделив в нем части, соответствующие тем или иным деталям, имеющимся в его распоряжении.
Не пренебрегайте и конструированием по собственному замыслу. Замысел лучше всего обсуждать вдвоем. Постарайтесь натолкнуть ребенка на новые темы, побуждайте разрабатывать идею как можно подробнее. Пусть он учится планировать предстоящие действия - в школе это ему очень пригодится. Но вот замысел разработан.
Развитие образного мышления одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития дошкольника. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления. Поэтому важной стороной подготовки становится обучение ребенка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью событий и последовательно излагать собственные мысли. А значит, и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и четкую форму.
Возьмите книгу с большим количеством иллюстраций, чтобы каждая сцена сказки, которую вы читаете ребенку, была проиллюстрирована отдельным рисунком. Если у вас мало таких книг, сделайте рисунки сами. Не беда, если они будут не очень художественные.
Вы прочли дочке сказку. Теперь пусть она, глядя на картинки, перескажет ее своей кукле. Если будет опущено что-то важное, вмешайтесь:
- Так Катя ничего не поймет. Ты не все рассказала ей про эту картинку. Что еще на ней нарисовано?
Через некоторое время ребенок научится самостоятельно делать простенькие рисунки, последовательность которых создает как бы план сказки. Такой «план» - очень удобная опора для пересказа.

Ребенку 5-6 лет полезно предлагать придумывать собственные сказки и истории. Толчком к этому может послужить любое событие из собственной жизни, интересная картинка или серия картинок. Например, это могут быть иллюстрации к какой-либо незнакомой ребенку сказке. Он придумывает что-то свое с теми же героями, но другим сюжетом.


     Консультация специалиста

Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению грамоте в школе. Ведь ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении чтению и письму.
Чтобы избежать таких ошибок, дети должны пройти специальную подготовку в детском саду, посещать занятия учителя-логопеда. К моменту поступления в школу у них должны быть сформированы определённые знания и умения: это и хорошая устная речь, развитый фонематический слух, умение составлять различные виды предложений, делить слова на слоги, владение звукобуквенным анализом и синтезом, умение держать карандаш и ручку, различать строчки в тетради. Опыт показывает, что дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессами чтения и письма.
Система работы с 5—6-летними детьми, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, позволяет эффективно обучать чтению и письму под диктовку печатными буквами, формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, помогает предупредить многообразные ошибки в чтении и письме при обучении в школе, т.е. служит профилактикой дисграфий и дислексий.
В основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ). Наряду с анализом метод предполагает соединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения и т.д. (синтез). Со словом, а также со звуками речи дети начинают знакомиться ещё в средней группе детского сада.
Предваряет эту работу знакомство с неречевыми звуками. Дети узнают, что мы живём в мире звуков. Это и звуки природы: шум ветра, дождя, грома, шелест листвы, пение птиц, и звуки, которые издают животные; звуки различных предметов: шум машин, гудение самолётов, стук каблуков. Дети узнают, что любой предмет (и живой, и неживой) может звучать, и у каждого свой звук, свой голос. Им очень нравятся такие игры: «Угадай, что звучит», «Узнай по голосу», «Хозяйка зовёт животных». Сами они с удовольствием имитируют звуки окружающего мира. Для этого используются картинки-символы, вызывающие активное звукоподражание, а также различные игровые приёмы.
Постепенно ребята начинают понимать, что все, что мы слышим вокруг себя, — это звуки. Радостным открытием для малышей является то, что и сами они могут издавать звуки: ногами, руками, ртами. Они увлечённо топают, хлопают, произносят звуки. Здесь же можно поработать и над силой голоса, и над такими понятиями, как «тихо», «громко», «быстро», «медленно».
На следующем этапе дети учатся слышать, различать фонемы родного языка. Они узнают, что звуки бывают разные. Одни из них можно петь, тянуть, громко кричать.
У всех этих звуков есть голос и называются они гласными. Они успешно пользуются зрительными символами гласных звуков. Это геометрические фигуры на красном фоне (красный круг или квадрат).
Дети узнают, что все остальные звуки нельзя петь и тянуть, нельзя громко крикнуть. Это согласные звуки, которые «умеют» многое другое. Они могут шипеть, жужжать, звенеть, свистеть, рычать, мычать, хрипеть, ныть, стучать и т.д. Дети с удовольствием все это воспроизводят. Они узнают, что у согласных звуков есть пары: старший братец — твёрдый звук и младший братец — мягкий звук. Малыши быстро учатся различать на слух твёрдые и мягкие звуки в играх «Старший и младший братцы», «Карлики и великаны». На первых порах зорко следят за артикуляцией взрослого. Ведь твёрдые звуки всегда серьёзные, никогда не улыбаются, а мягкие — всегда произносятся с улыбкой.
Дети учатся узнавать определённый звук и выделять его в потоке других звуков, в слове (начало, середина, конец слова). Любимым занятием малышей становится игра со звуками. Вариантов такой игры очень много:
·        Придумайте слова на определённый звук из различных лексических групп. Например, «Придумайте домашних животных на звук К», «Назовите ягоду на звук М», «Какую вы знаете мебель на звук ДЬ».
·        Придумайте имена для мальчиков и для девочек на заданный звук.
·        Хлопните в ладоши, чьё имя начинается на звук Т.
·        Выберите среди картинок (или предметов) только те, которые начинаются на звук У.
·        Кто больше придумает слов на звук А.
К концу пребывания в средней группе дети без труда выделяют первый звук в слове, правильно его называют, различают гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.
Дети знакомятся с терминами « слово», «предложение». Они постоянно слышат эти термины в играх и упражнениях и постепенно учатся их различать:
·         Назови одним словом (закрепление обобщающих понятий).
·         Назови слова, которые обозначают предметы посуды, мебели и т.д.
·         Подскажи словечко (в стихах).
·         Скажи одним словом, что делает мальчик.
·         Назови слово «наоборот» (с противоположным значением — антонимы).
·         Придумай похожее слово (кот — рот, мама — рама, лапки — тапки).
·         Назови предмет «ласковым» словом.
·         Какими словами можно рассказать про куклу, яблоко, огурец?
·         Придумай слова, которые начинаются со звуков А, У.
·         Придумай предложение по картинке.
·         Придумай предложение с этим словом.
·         Придумай предложение про эту игрушку.
·         Отвечай полным предложением.
Существует множество интересных игр в слова, в которые дети играют с удовольствием, с увлечением. Они любят «искать» слова на небе, на дереве, в шкафу, в тарелке с супом и т.д. Любят придумывать слова «сладкие», «круглые», «полосатые», «колючие», подыскивать словам «друзей». Например, слово «подушка» может дружить со словами «кровать», «одеяло», «голова», «ухо», «простыня».
Дети приобретают умение  делить слова на слоги. Они узнают, что слова бывают короткими и длинными. Мы эти слова произносим по частям (слогам) и одновременно выполняем какие-либо действия: шагаем, хлопаем в ладоши, рисуем карандашами длинные и короткие дорожки. После серии таких практических упражнений малыши без особого труда придумывают короткие слова: лук, дом, кот, сыр, пол, кит... и длинные слова: ве ло си пед, ма ши на, ми ли ци о нер, те ле ви зор. «Эти упражнения полезны ещё и тем, что учат детей правильно произносить слова сложной слоговой структуры. Поделённое на «кусочки» слово легче произнести правильно.
Дети узнают, что слова бывают разные. Одни из них обозначают предметы — живые и неживые. Живые отвечают на вопрос «Кто?». (Это люди, звери, птицы, насекомые — все, кто двигается, растёт, питается, дышит.) Неживые отвечают на вопрос «Что?». Это закрепляется в различных игровых упражнениях. Есть слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос «Какой?». Придумывая о каждом предмете как можно больше слов-признаков, дети готовятся к составлению в дальнейшем описательных рассказов.
Ещё дети узнают о словах-действиях, которые отвечают на вопрос «Что делает?». Учатся подбирать к каждому предмету слова-действия. Полезно для закрепления всех этих слов играть с малышами в «Загадалки». Дети загадывают друг другу загадки, называя только действия предмета (летает, клюёт, кудахчет, яйца несёт) или только его признаки (круглый, сладкий, оранжевый, сочный).
Эти упражнения обогащают словарный запас, активизируют его, развивают мышление.
Играя, дети учатся составлять предложения по демонстрируемому действию, односюжетной картинке, предметной картинке, опорному слову и т.д.



Развитие речи
в процессе формирования
элементарных математических представлений.

В процессе усвоения количества и счёта дети учатся согласовывать в роде, числе, падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин).
Воспитатель формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб – грибы).
В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну.
При усвоении порядкового счёта – различать вопросы: Сколько? Который? Какой? При ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным.
При знакомстве с величиной, дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи (например: шире – уже, самое широкое – самое узкое и т.д.).
На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб; учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т.п.).
При изучении ориентировки в пространстве педагоги учат ребёнка понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем и активной речи) – слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.
В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам. (Мишка позади Кати. Тарелка перед Наташей. Стол справа от куклы. Сзади – мишка, а спереди – машина.)
Педагог закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа – стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.


Формирование связного 

высказывания у детей с ОНР


    Сформированная связная речь — важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи  конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
    В нашем детском саду большое внимание уделяется составлению детьми рассказов описательного и повествовательного характера.
При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, в занятия обязательно включают логические упражнения:
— расстановка картинок в логической, временной последовательности;
— восстановление специально пропущенного  звена; придумывание содержания дополнительной  картинки в начале или конце серии.
Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.
При обучении составлению описательных  рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей  строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план—схема для составления рассказа – описания.
Основа рассказов по представлению - личный опыт детей, поэтому рассказы носят более произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других  особенностей познавательной деятельности.
Рассказы по воображению (творческие) — самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:
- придумывание конца или начала готового рассказа;
- составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями;
- по опорным словам;
- на тему.
  Обучению детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.
   Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников можно порекомендовать  родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда с родителями.
Сочинение — записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с логопедом в детском саду.
Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.
1. Подготовительная работа проводится логопедом или родителями по заданию логопеда. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
2. Составление рассказа детьми на подгрупповом или индивидуальном занятии под руководством логопеда.
3. Коррекция и закрепление материала на подгрупповом или индивидуальном занятии.
4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
5. домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенком совместно с родителями:
- рассказ ребенка;
 - доработка, коррекция рассказа родителями;
- повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений;
- запись и красочное оформление рассказа.
6. Проверка домашнего задания (может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях).
Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т.е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течение недели, например, «Яблоко», «Апельсин», «Капуста», «Помидор», «Мяч», «Снегирь», «Заяц», «Собака», «Кошка», «Чайник», «Береза» и др.
Сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису. Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем и без нее.
Вот сочинение описание, которое было составлено Наташей Н. после изучения темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:
 « Мяч - это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он пластиковый. Мячик можно кидать, ловить, ним можно плавать».

Дима С. выполнил сравни­тельное сочинение-описание
после изучения темы (Фрук­ты, Caд) и знакомства с пост­роением сложных предложе­ний с помощью сочинитель­ного союза а:
Яблоко и лимон - фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а лимон овальный. Яблоко боль­шое, а лимон маленький. Яб­локо и лимон твердые. Ябло­ко гладкое, а лимон шерша­вый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты сочные. Они растут на деревьях в саду. Из яблока можно при готовить яблочное пюре, испечь яблоч­ный пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сва­рить лимонный компот » .
При составлении рассказов ­повествований необходимо по­ощрять детскую фантазию, помогая детям увидеть раз­личные варианты развития какого-либо события.
Логопед(воспитатель) Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и смотрел на птичку. Вдруг он прыгнул на дерево.
Данил М. Птичка уви­дела кота. Она взмахнула кры­льями и улетела. Кот остался без обеда.
Настя Л. Птичка увиде­ла кота и перелетела на высо­кую тонкую ветку. Кот полез за птичкой по ветке. Ветка закачалась, и птичка улетела, а кот упал на землю.
Наташа К. Кот пополз к птичке. На том дереве был улей с пчелами. Кот был лю­бопытный и залез лапой в него. Вдруг оттуда вылетели пчелы и стали жалить бедно­го кота. Он отцепил лапы и упал с дерева. Ему было очень больно, а нос весь распух.
С тех пор кот больше не охо­тится на птичек.

Из предложенных слов (пол, комната, дырка, выгля­дывать, мышка, кот, прыжок, лапы, игра, писк)  можно со­ставить различные варианты истории "Кот и мышка".
Катя Я. В одном доме жил кот. В комнате в полу была дырка. Там жила мыш­ка. Однажды кот спал на окне. Мышка вылезла из сво­ей норки. Кот увидел мыш­ку, сделал огромный прыжок. Послышался писк. Это кот поймал мышку. Он стал иг­рать с мышкой. Кот сжимал и разжимал лапы. Мышка хотела убежать, но у нее ни­чего не получалось. Вдруг в комнату вошла хозяйка. Она в темноте не увидела кота и наступила ему на хвост. Кот разжал лапы, и мышка убе­жала в свою норку.
Женя Ш. Однажды кот услышал, как мышка проде­лывает дырку в полу. Кот об­радовался, что сегодня у него будет  вкусный обед и прита­ился на окне. Мышка выгля­нула из норки и побежала за сыром. Кот увидел ее, сделал прыжок и поймал. Он стал играть с мышкой. Кот разжимал лапы, мышка убегала, а он снова ее ловил. Кот больно схватил мышку. Она громко запищала. Кот этого не ожи­дал. Он разжал лапы, а мыш­ка убежала. Кот остался ни с чем.
В конце первого года обу­чения детям предлагается со­ставить и оформить в виде со­чинения рассказ на тему «Как я провел лето». Родителям следует пояснить, что это мо­жет быть описание интерес­ного события, которое запом­нилось ребенку или произо­шло с ним летом. Сочинения дети должны принести после летних каникул, в сентябре. Цель данной работы - за­крепление навыков рассказы­вания, полученных детьми в течение первого года обуче­ния. В процессе второго года обучения проводится работа по данным сочинениям, даются задания по оформлению новых сочинений.
Приведем примеры вариантов детских сочинений о лете.
Андрей Л. Летом мы жили в деревне, катались на велосипеде, купались в озере, помогали маме поливать ово­щи. На огороде у нас росли огурцы, помидоры, морковь, капуста, перец, фасоль. Папа строил баню, и мы с братом ему помогали. Мы подавали инструменты, приносили дос­ки и красили баню краской. Потом мы с братом решили построить себе дом сами. Папа нам дал молоток, гвозди, доски, пилу. Сначала было трудно: гвозди гнулись, молоток опадал по пальцам. Мы очень старались, и к концу лета дом был готов. Я сколотил скамейки и стол, а моя сестра украсила дом цветами. Мама приносила нам в домик фрукты
печенье. Следующим летом мы пристроим к дому кухню.
Наташа Н. Летом я отдыхала с мамой и бабушкой на даче. По выходным к нам приезжали папа и моя стар­шая сестра Галя. Мы ходили на речку купаться, в лес за грибами и ягодами. Я помо­гала маме ухаживать за ого­родом и цветником. В огоро­де у меня есть своя грядка.
В этом году я посадила там морковку и все лето за ней ухаживала. Морковь у нас вырос­ла  очень крупная.
Однажды мы с мамой по­шли в палатку за хлебом. По дороге домой я увидела в траве черепаху. Мы взяли ее к себе, назвали Дусей. Дуся оказалась очень забавной. Она ползала по грядкам и ела лист­ья одуванчиков. Чтобы най­ти хозяйку Дуси, мы повесили около продуктовой палатки объявление. К концу лета хозяйка Дуси нашлась. Она очень обрадовалась, что ее че­репаха жива и здорова. Ока­залось, что черепаху звали Дашкой.  



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как отучить малыша от плохих слов

РОДИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

КАК РЕБЁНОК УЧИТСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ?