О чем говорить с ребенком в семье?
Уважаемые родители!
Умеет
ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с
вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою
деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка
фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут
ему необходимы в школе.
Устная
речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
В
устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.
Взрослый.
Какое сейчас время года?
Ребенок.
Весна.
Взрослый.
Какие птицы прилетают к нам весной?
Ребенок.
Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
С
детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и
переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через
индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное
значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с
которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят
лучше, имеют правильную речь.
Взрослые
в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про
его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем
уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не
будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное
слово — и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и
огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи
(мамой, бабушкой).
Некоторые
родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так
как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает
и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в
куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся
молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5—6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы
должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что
взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он
учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам
просить вас послушать про его дела.
Развитию
диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный
телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый,
который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».
Ребенок.
Добрый день, Татьяна Алексеевна.
Взрослый.
Извините, с кем я разговариваю?
Ребенок.
С вами разговаривает Оля.
Взрослый.
Оля, мама дома?
Ребенок.
Нет, мама еще не пришла с работы.
Диалогической
речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже недостаточно,
и ребенок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных
фильмов, т.е. пользуется монологической речью.
Монолог
— речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий,
связность рассказа.
Большинство
детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют
последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа,
кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней
преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты,
мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться
описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь
сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии
картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в
лесу...), придумывать сказки на заданную тему.
Для
описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки:
мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая.
Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она
улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки
и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее
спать, кормят, одевают».
Потом
берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует
рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для
чего нужен?»
После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.
Ребенок
старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания
о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку
отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он
деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За
ним обедают, пьют чай. Что это такое?»
А
теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.
Можно
предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит
на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране:
описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны
отгадывать место «путешествия».
Как
научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье
нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами
и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки.
При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует
составить рассказ по картинке.
Детям
6—7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия
к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями,
изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или
предмет) или рассказать от своего лица.
Еще
до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый
легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным
словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала
зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики
катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли
Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние
развлечения у детей».
Можно
предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу,
пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»
Любимым
жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием
пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете
придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком,
который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он
погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал
зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»
Комментарии
Отправить комментарий