ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ, НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА ОСНОВАМ ГРАМОТЫ
Консультация для родителей
ИГРАЕМ, ЧИТАЕМ, ПИШЕМ
Ваш малыш
скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась
для него безболезненно и как можно более успешно. И вы задумываетесь: чем можно
помочь малышу'? как подготовить его к школе?
Будущему
первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков,
который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в
таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи —
чтения и письма. Вот этим и предстоит заняться с ребенком вам, вдумчивым и
любящим родителям, в последний перед школой год.
ЧТО НУЖНО
ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ,
НАЧИНАЮЩЕМУ
ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКАОСНОВАМ ГРАМОТЫ
Письменная
речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи
необходимо уделять достаточное внимание. Если у вашего малыша есть трудности в
развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грамматической
или лексической сторон речи), это может впоследствии вызвать нежелательные
результаты и в развитии письменной речи — дислексию (нарушения чтения) и дисграфию
(нарушения письма). Позаботьтесь заранее о логопедической помощи такому
ребенку.
Обучать
чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить
не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»;
Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и
слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с
названиями букв, с алфавитом.
Звуки речи
делятся на гласные
и согласные.
Гласным называется звук, произносимый
беспрепятственно; ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не
является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить
длительно, даже петь; а-а-а.„ у-у-... и т.д. При произношении
гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность
используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя
количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под
подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается
подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать
количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных,
столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет
количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью.
Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания
гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не
прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя
способ с ладонью.
Гласных
звуков 6; А, О, У, И, Ы, Э,
Гласных
букв в
русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10, Дело в том, что в русском
алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать
как один, так и два звука:
Я обозначает звуки [йа], Ю - [йу], Е - [йэ], Ё - [йо]. Два звука эти буквы обозначают в
следующих позициях:
— в начале слова (яблоко, юрта…)
— после мягкого знака (обезьяне, льют…)
— после твердого знака (объявление, разъединять…)
— после гласной буквы (большая, моё...)
В
остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий
согласный звук (мясо, лёд, семя, рюкзак).
Согласным называется звук, при
произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном
аппарате. Например: П — звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ;
Ф — в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа, и т. д. Некоторые
согласные звуки можно произносить длительно (м-м-м…, р-р-р...), но пропеть их нельзя.
Согласные
звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в
их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок
может проверить самостоятельно (конечно, с помощью взрослого). При
произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок.
Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Бели звук звонкий,
«горлышко дрожит» (например, ж-ж-ж...); если такого дрожания нет —
значит, звук глухой (например, ш-ш-ш...).
Некоторые согласные звуки
являются парными, т.е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия
голосовых связок. Другие согласные не имеют пар.
Большинство согласных звуков
могут быть как твердыми, так и мягкими; Б, БЬ. Б. БЬ. Г. ГЬ, Л. ЛЬ, К КЬ. Л.
ЛЬ. М. МЬ. Н, НЬ, П. ПЬ, р. РЬ. 3. ЗЬ, Т. ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ, Согласные Ж, Ш, Ц — всегда твердые; согласные Й, Ч, Щ — всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или
мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие
согласные только на слух, с помощью тренировки.
В период овладения основами
письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений.
Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые
используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме
объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать
и переучивать символы, обозначающие звук, слово,
предложение
и др.
Игры и задания с использованием условных обозначений
помогают предупредить возникновение таких ошибок, как: слитное написание
предложений; пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в
предложении; пропуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос слова;
пропуск, замена и перестановка букв в слове.
Звуковой анализ и синтез слов. |
"Сколько слов в предложении?" |
Комментарии
Отправить комментарий