ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ, НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА ОСНОВАМ ГРАМОТЫ

Консультация для родителей
ИГРАЕМ, ЧИТАЕМ, ПИШЕМ
Ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. И вы задумываетесь: чем можно помочь малышу'? как подготовить его к школе?
Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи — чтения и письма. Вот этим и предстоит заняться с ребенком вам, вдумчивым и любящим родителям, в последний перед школой год.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ,
НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКАОСНОВАМ ГРАМОТЫ


Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Если у вашего малыша есть трудности в развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грам­матической или лексической сторон речи), это может впоследствии вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи — дислексию (нарушения чтения) и дисграфию (нарушения письма). Позаботьтесь заранее о логопедической помощи такому ребенку.
Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно; ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь; а-а-а.„ у-у-... и т.д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.
Гласных звуков 6; А, О, У, И, Ы, Э,
Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10, Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:
Я обозначает звуки   [йа], Ю -  [йу], Е   - [йэ], Ё   -  [йо]. Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
   в начале слова (яблоко, юрта…)
   после мягкого знака (обезьяне, льют…)
   после твердого знака (объявление, разъединять…)
   после гласной буквы (большая, моё...)
В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя, рюкзак).
Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: П — звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; Ф — в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа, и т. д. Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (м-м-м…, р-р-р...), но пропеть их нельзя.
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно (конечно, с помощью взрос­лого). При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Бели звук звонкий, «горлышко дрожит» (например, ж-ж-ж...); если такого дрожания нет — значит, звук глухой (например, ш-ш-ш...).
Некоторые согласные звуки являются парными, т.е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок. Другие согласные не имеют пар.

Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими; Б, БЬ. Б. БЬ. Г. ГЬ, Л. ЛЬ, К КЬ. Л. ЛЬ. М. МЬ. Н, НЬ, П. ПЬ, р. РЬ. 3. ЗЬ, Т. ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ, Согласные Ж, Ш, Ц — всегда твердые; согласные Й, Ч, Щ — всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки.
В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрос­лый должен в доступной игровой форме объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение и др. 
Игры и задания с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как: слитное написание предложений; пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении; пропуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос слова; пропуск, замена и перестановка букв в слове.
Звуковой анализ и синтез слов.
"Сколько слов в предложении?"


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как отучить малыша от плохих слов

РОДИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

КАК РЕБЁНОК УЧИТСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ?