Звуковой анализ
Звуковой анализ.
После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Родители могут помочь своему ребенку сделать первые
шаги в осознании звуковой структуры слов.
Этапы работы
по формированию навыков звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую
последовательность в предъявлении форм звукового анализа. В этом Вам поможет специалист ДОУ - учитель-логопед.
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок
формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех
цветов: красные
обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом
плане, по представлению.
Слова с ударными гласными в начале
слова (для узнавания гласных в слове)
А: адрес, Алла, Анна, август, азбука,
аист, ангел.
О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы,
озеро, окунь.
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин,
узел, улей.
И: Игорь, ива, имя, ирис, иней,
искра.
Э: Эля, эхо, эта, это,
этот.
Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)
А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.
О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон
И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.
Ы: дым, сын.
Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове):
Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка,
лимон, луна.
М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло,
мир, миска.
Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер,
нитки.
Слова с глухими согласными звуками
на
конце слова
(для определения последнего звука в слове)
К: веник, звонок, щенок, гудок,
замок, урок, каток.
П: сироп, укроп, карп, суп.
Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…
Слова для
полного звукового анализа
Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.
Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.
Слова из одного слога со стечением согласных: стол,
слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.
Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.
Слова
из трех открытых слогов: корова, лопата.
ИГРЫ
«Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»:
взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком.
«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно
начинаться на последний звук предыдущего слова.
«Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова
со звуком Т (или другим глухим звуком), а ребенок произносит одно из слов
(начало, середина, конец), в зависимости от положения звука в слове.
«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам,
например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.
Комментарии
Отправить комментарий