Ребенок.
Весна.
Взрослый.
Какие птицы прилетают к нам весной?
Ребенок.
Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
С
детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и
переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через
индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное
значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с
которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят
лучше, имеют правильную речь.
Взрослые
в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про
его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем
уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не
будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное
слово — и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и
огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи
(мамой, бабушкой).
Некоторые
родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так
как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает
и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в
куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся
молчаливыми, замкнутыми.
Темы
для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно
разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно
обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей
5—6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы
должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что
взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он
учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам
просить вас послушать про его дела.
Развитию
диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный
телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый,
который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».
Ребенок.
Добрый день, Татьяна Алексеевна.
Взрослый.
Извините, с кем я разговариваю?
Ребенок.
С вами разговаривает Оля.
Взрослый.
Оля, мама дома?
Ребенок.
Нет, мама еще не пришла с работы.
Диалогической
речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже недостаточно,
и ребенок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных
фильмов, т.е. пользуется монологической речью.
Монолог
— речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий,
связность рассказа.
Большинство
детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют
последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа,
кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней
преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты,
мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться
описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь
сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии
картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в
лесу...), придумывать сказки на заданную тему.
Для
описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки:
мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая.
Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она
улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки
и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее
спать, кормят, одевают».
Потом
берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует
рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для
чего нужен?»
После
6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три
предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы
предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом
рекомендуется помогать ребенку вопросами.
Ребенок
старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания
о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку
отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он
деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За
ним обедают, пьют чай. Что это такое?»
А
теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.
Можно
предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит
на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране:
описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны
отгадывать место «путешествия».
Как
научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье
нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами
и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки.
При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует
составить рассказ по картинке.
Детям
6—7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия
к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями,
изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или
предмет) или рассказать от своего лица.
Еще
до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый
легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным
словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала
зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики
катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли
Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние
развлечения у детей».
Можно
предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу,
пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»
Любимым
жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием
пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете
придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком,
который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он
погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал
зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»
УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ
Одна из
самых важных задач обучения дошкольников родному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно,
грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это
поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным
в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной,
выразительной.
Связная речь
имеет две формы: диалогическую (разговор
между двумя или несколькими людьми) и монологическую
(речь одного человека). Каждая из них имеет свои особенности.
Умение связно
говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем
систематического обучения.
Начинать развивать
связную речь ребенка
лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и
близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый
образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает
желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно
художественной речи, запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания,
учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений,
цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить
рассказ.
Учить
малышей 3-4 лет связной
речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок»,
«Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослым,
в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы,
вставляет отдельные слова: «Посадил дед... Что? Репку», «Выросла
репка... какая? Большая - пребольшая». Постепенно становится возможным
использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым
предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить
ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили-были дед да баба». Кто
жили-были? (Ответ ребенка.) «Была у них Курочка Ряба». Кто у них
был? (Ответ ребенка.) «Снесла курочка яичко». Что снесла
курочка? (Ответ ребенка.)
После этого можно
переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н.Толстого,
К.Д.Ушинского, и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка
были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать
ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если
ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например,
пересказывается сказка Л.Н.Толстого «Три медведя». Взрослый задает
вопросы: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик? Сколько комнат
было в медвежьем домике? В какую комнату вошла девочка сначала? Что она там
увидела? Чьи это были чашки? Как различались они по величине?..»
На занятиях с
ребенком пятого года жизни
можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться
в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность
пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.
Ребенку старшего дошкольного возраста можно
предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а
затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста»
(в обработке А.Толстого) можно дать такие указания:
• Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как
он встретился с другими зайцами на гумне и как стал хвастать.
• Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его
разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал?
• Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам и как заяц
выручил ее из беды.
После пересказа
этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц
не хваста, а храбрец?»
Одно из самых
любимых занятий малышей — рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться,
чтобы побудить, ребенка к высказываниям, составлению описательных рассказов. Например.
• Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка? (Мягкая,
серая.)
• Какими словами можно
сказать о кошке. Какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая.)
• Как называют детенышей
кошки? (Котята.) Кошка большая, а котенок... (маленький).
• Как мы назовем кошку? (Мурка.)
• Что она умеет делать? (Мурлыкать, лакать молоко.)
• А теперь расскажи все, что ты узнал о кошке.
Если ребенок
затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать. («Это кошка. Ее зовут
Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Мурка ласковая.
Она любит молоко. У кошки есть маленькие котята. Они любят играть».) А потом просите ребенка
повторить рассказ.
Детям пятого года жизни можно предложить сравнить две
игрушки. Но прежде чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть
игрушки: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем
они похожи и чем различаются. Взрослый может здесь использовать прием — скажи,
как я.
Далее можно
переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек,
позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать
2—3 игрушки, чтобы ребенку было легче развить сюжет и включить в повествование
всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Например, предложить ребенку такой
набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что
может произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в
корзине. Взрослый для образца сначала сам придумывает рассказ. («Дело
было летом. Маша пошла в лес. Там она собирала грибы. Вдруг видит — ежик
бежит. Хотела она его в корзинку положить и домой отнести, да раздумала. «Пусть
ежик в лесу живет, ему здесь хорошо», — подумала девочка и пошла
дальше».) А затем предложить ребенку придумать рассказ самому. Не беда, если
ребенок сначала просто
повторит рассказ взрослого — поупражняется в рассказывании. Но постепенно
ребенку надо предложить придумать самостоятельно рассказ: «Расскажи
по-своему», «Расскажи по-другому».
В этом возрасте
ребенок может рассказать о некоторых событиях, свидетелем которых он был.
Здесь могут использоваться вспомогательные вопросы («Где ты отдыхал
летом? С кем? Что было интересного?»); рассказ взрослого, основой которого
был какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для ребенка;
предложить план рассказа («Расскажи, как мы вырастили цыплят. Сначала —
как у нас появились цыплята, какие они были. Потом — как мы за ними
ухаживали. Закончи тем, какие стали цыплята, когда выросли»).
После пяти лет, когда у
ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с
удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь
ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
• в название хорошо
знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк,
семеро козлят и компьютер»;
• сюжет знакомой сказки
переместить в другое время и пространство. Например, «Красная Шапочка на
необитаемом острове» и т.п.;
• предложить ребенку
изменить концовку сказки, используя
прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления.
Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра
съедают таблетку от жадности;
• предложить заглянуть в
прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем,
что может произойти потом;
• написать письмо своему
любимому герою или автору сказки;
• сочинить разговор сказочных
персонажей по телефону (на любую тему);
• придумать сказку по
опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот, людоед;
Очень хорошо
сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить
ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для
развития детского творчества.
Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого
развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.
ПРОПАЛ ГОЛОСОК…ЧТО
ДЕЛАТЬ?
Утрату голоса хоть раз в
жизни испытал каждый из нас. К вынужденной немоте порой могут привести
простуда, громкий крик или профессиональные перегрузки. К счастью, в
большинстве случаев голос к нам возвращается. Потеря голоса у ребенка — очень
тревожный сигнал. Что приводит к этому? Как избежать столь неприятного явления,
а если оно возникло, как преодолеть его?
Жертва стресса
Занятые собственной карьерой
молодые женщины сейчас рано отдают детей на руки бабушек, нянь или гувернанток.
Но ни один, даже суперпрофессиональный, воспитатель не может заменить малышу
маму. Особо чувствительный человечек остро переживает отсутствие родного
тепла ласковых маминых рук. а поэтому
растет замкнутым, ранимым, нервным. У такого ребенка может развиться
психогенная афония или дисфония. Сильный испуг или стресс приводит к
возникновению в центральной нервной системе малыша очага запредельного торможения.
При этом нарушается подача нервных импульсов от речевых центров головного мозга
к голосовым связкам, что и вызывает полную или частичную потерю голоса В первом
случае (при афонии) ребенок не может издать ни единого звука и производит
на окружающих впечатление немого, хотя отлично слышит
и понимает обращенную к нему речь. Восстановление голоса при полной афонии
возможно. Как правило, для этого бывает необходимо еще более сильное потрясение,
способное уничтожить очаг торможения и соединить разорванные в организме связи.
Сами понимаете, без последствий для психики такое не проходит...
С
частичной потерей (при дисфонии), когда голос „пропадает" либо в
определенной ситуации, либо при общении с каким-то конкретным человеком, можно
справиться на фоне эмоционального благополучия. Для этого достаточно, чтобы
ребенок оказался в привычной и желательно комфортной обстановке,
исключающей любые раздражающие факторы. При психогенной дисфонии обычно
звонкий и громкий детский голосок становится вдруг тихим и сдавленным. Сам
малыш объясняет это так: „Меня как будто кто-то схватил за горло, и стало
трудно говорить". На самом деле этот „кто-то" — страх, от
которого нормальный голос снизился до шепота. Такое довольно часто происходит
во время детских утренников. Дома, готовясь к праздничному выступлению,
ваш маленький артист в окружении родни свободно читает стихи. А стоило ему оказаться
перед незнакомыми зрителями в детском саду, он вдруг замолк, не в
силах издать пи звука. При этом кроха очень переживает из-за своей „немоты",
но понять, а тем более объяснить ее причину не может. В данной ситуации ни в
коем случае нельзя упрекать или наказывать малыша, заострять внимание на его
неудаче Неправильное поведение взрослых может закрепить страх речи, который
будет сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни. Особенно ярко это может
проявиться в школе. Ученик с подобной проблемой, даже превосходно зная
материал, нередко стоит у доски „истуканом" или еле слышно бубнит что-то
себе под нос. Встречаются случаи, когда кроха замолкает, едва переступив порог
яслей или детского сада (а нередко и школы). Для подобной реакции достаточно
услышать обидное слово воспитательницы в свой адрес или оказаться незаслуженно
наказанным.
Кричите тише!
Афония и дисфония могут
возникнуть также вследствие перенапряжения голоса. Неправильная техника голосо-подачи
или форсированный крик, громкое пение в сочетании с хроническими заболеваниями
гортани и носоглотки — все это приводит к тому, что голос утрачивает нормальное
звучание. Такую картину врачи наблюдают также и при острых и хронических
ларингитах. Ребенок может утратить голос после удаления папиллом или
опухолей в области гортани и на голосовых связках. В этом случае речь идет о послеоперационной афонии. Проявления органической афонии и
дисфонии во многом схожи: ребенок изо всех сил старается, выдавить" из
себя слова или звуки, но у него ничего не получается. Лечение таких
заболеваний потребует ото всех времени и терпения. В первую очередь врачам
необходимо устранить патологические изменения в детской носоглотке и гортани;
избавить малыша от ринита, тонзиллита, ларингита, папиллом, полипов и прочего.
Задача родителей — постараться создать дома такую обстановку, чтобы ребенку не
приходилось говорить чересчур громко, а тем более кричать. Малыша придется с
особой тщательностью оберегать от любых простудных и инфекционных
заболеваний.
Поиграем с пользой
Что же можно посоветовать,
если ваш малыш неожиданно потерял голос? Если причина этого — психогенная
афония или дисфония, ребенка необходимо показать психологу. Специалист, прежде
всего, постарается снять всевозможные страхи у маленького пациента, помочь
ему вернуть уверенность в себе и в своей речи. Как вы понимаете, для этого
нужна и поддержка семьи, оптимистичны!! настрой самых близких людей. Обычно
после психотерапевтической подготовки можно приступать к занятиям с логопедом.
Специальные упражнения помогут малышу вернуть нормальный голос. Даже если
ребенок полностью утратил способность к звучному высказыванию — такое
встречается после перенесенной психической травмы или в результате операции,
— у него сохраняется возможность кашлять, смеяться и зевать. Выполняя эти
простые действия, он непроизвольно издает звуки. На этом и строится дальнейшая
логопедическая работа.
Вспомним гласные. Используя зевательное движение, произнесите вместе с малышом сначала
звук „а-а-а", затем — „о-о-о". Подобным образом поработайте
над другими гласными: „у", „э", „и", „ы". Главное, чтобы
они получались звонкими и достаточно громкими.
Проговариваем звуки отдельно. Для этого хорошо использовать разные
игровые ситуации:
~
укачивая любимую куклу, напеваем: „А-а-а";
~
показывая ребенку забавную игрушку, вместе с ним восхищаемся:
„О-о-о!";
~
погрозив пальчиком „непослушному" мишке, приговариваем:
„Э-э-э!";
~
пуская в тазу или ванной игрушечный кораблик, гудим, подражая
настоящей пароходной трубе: „У-у-у!".
Произносим вместе слоги, покашливая: „Ка-ка-ка; ко-ко-ко; ку-ку-ку; ки-ки-ки;
ке-ке-ке". Затем, поставив впереди гласную: „Ак-ак-ак; ок-ок-ок;
ук-ук-ук; ик-ик-ик; эк-эк-эк". Можете при этом показывать ребенку
различные занимательные картинки и в соответствии с изображением озвучивать
их: „Вот так кашляет курочка..., а это —кукушка..., мишка кашляет громко...,
а гномик еле слышно...".
Устроим веселую минутку! Как
хохочет великан? Правильно: „Ха-ха-ха!" А забавный толстяк-медвежонок? Вот так:
„Хо-хо-хо!" Кукла Катя хихикает тоненьким голоском: „Хи-хи-хи!", а
хитрая лиса Патрикеевна, завидев колобка, довольно усмехается:
„Хе-хе-хе!"
Теперь поиграем в жуков. Они летят и жужжат: „Ж-ж-ж!" Что,
если дать им имена? Одного скарабея мы окрестим ЖА, а другого - ЖУ. Их
товарищей можно назвать ЖИ, ЖЕ, и так далее. Пусть они исполнят нам свои песенки:
„Ж-ж-ж-а; ж-ж-ж-у; ж-ж-ж-и; ж-ж-ж-е".
Все
эти упражнения — лишь незначительная часть того, что можете придумать вы сами.
Пофантазируйте и вы, удивите малыша своими актерскими способностями. Кроха
наверняка втянется в игру, предложенную мамой или папой, и станет активно
помогать. В результате он постепенно выберется из своей вынужденной
«немоты» и вновь обретет голос.
Учимся дышать!
Для того чтобы устранить органическую
афонию и дисфонию, потребуется не менее кропотливая работа. Все начинается с
общеукрепляющих мероприятий в кабинете лечебной физкультуры, где малышу
помогут освоить не только всевозможные гимнастические упражнения, но и научат
правильно дышать. Затем ваш путь — к логопеду, который поставит ребенку речевое
дыхание. После предварительной консультации инструктора физкультуры и
логопеда вы можете делать дыхательные упражнения с малышом и в домашних
условиях.
·
Быстрый, не очень глубокий вдох через
нос и продолжительный выдох (тоже через нос).
·
Быстрый и неглубокий вдох через нос и длительный выдох через рот.
·
Попеременно: вдох и выдох через одну
ноздрю (другая прижимается пальцем к носовой перегородке), а затем — то же
действие через другую ноздрю.
·
Вдох через одну ноздрю (другая прижата
пальцем к носовой перегородке), выдох — через вторую.
·
Вдох через нос и толчкообразное
выдыхание воздуха через нос.
·
Вдох через нос, выдох сквозь чуть
сжатые губы.
Очень эффективны и следующие приемы:
·
надувание воздушных шариков,
·
выдувание мыльных пузырей,
·
игра на губной гармошке, свирели или детской дудочке.
Нагрузка при выполнении дыхательных
упражнений (их делают сидя) должна начинаться с 20 сек, и увеличиваться до 2
мин. Число тренировок в день от 5 до 10. А самое главное — следите, чтобы
ребенок не уставал. Занятия лечебной физкультурой и постановкой дыхания
продолжаются не менее двух недель. Затем можно переходить к голосовым
упражнениям. Они очень напоминают распевку вокалистов.
Медленно
произносим звук ,,м " длительно, с сомкнутыми губами, ощущая, как звук
отчетливо резонирует в нёбо.
Нараспев
проговариваем слоги: „ма", „мо", „му",„мэ", „мы".
На
одном выдохе, также нараспев, произносим исключительно сочетания гласных:
„Лу,
ао, аэ, аи, аоу, ауо, ауи, аоуи, аэуо ".
Произносим
гласные в сочетании со звуком „и", гласный при этом звучит коротко, а звук
„й " — как можно более продолжительно: „аи..., ой..., уй...,эй...
ит.д."
После того как голос у ребенка восстановится, продолжайте работать, используя уже слова и
предложения.
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ?
Для родителей это тот незабываемый день,
когда малыш произносит первые слова: мама, баба, дай. А на самом деле ребенок
начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полуторамесячного возраста,
издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми
голосовыми реакциями: сначала гуление (протяжные звуки — «а-а-а»), затем
гуканье («гу, ду»), потом лепет (слоги «та-та, да-да, баба»).
Эти реакции являются своего рода игрой и именно поэтому доставляют ребенку
удовольствие: он упорно, на протяжении многих минут может повторять один и тот
же звук, тренируясь таким образом в их артикуляции.
Чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он
был сытым, сухим, а главное — имел
эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все
голосовые реакции становятся выразительными (с разными интонациями) и стойкими
(на протяжении длительного времени).
Например, ребенок произносит звуки «агу-у»,
кто-то из близких повторяет их, малыш оживленно подхватывает и тоже повторяет
эти звуки, радостно взвизгивая. Если взрослый при этом еще выражает интонацией
и мимикой удовольствие, то успехи будут особенно значительными.
Предречевые реакции развиваются плохо, если ребенок не слышит себя и взрослых. Так,
если в комнате звучит громкая музыка, шумят другие дети, переговариваются
взрослые, ребенок быстро умолкает. Это обстоятельство особенно нужно иметь в
виду родителям, постоянно включающим громко музыку, считающим, что они делают
это не только для собственного удовольствия, но и для развития своего ребенка,
для того, чтобы он привыкал к шуму и в дальнейшем не требовал для себя особых
условий. Словом, чтобы не избаловать. Но это не баловство — это забота о
правильном развитии малыша.
Для развития предречевых
реакций важно, чтобы ребенок хорошо
видел лицо и артикуляцию говорящего. Иначе он не будет обращать внимание на произносимые перед ним звуки и не будет делать попыток подражать им.
Таким образом, сначала у малышей должны
выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляционной
мимикой, только тогда появляется способность к звукоподражанию.
В жизни, к сожалению, приходится часто наблюдать,
что с маленькими детьми разговаривают на большом расстоянии и не заботятся о
том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у,
Оленька», — говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому
2-3 мин., полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем
длительные разговоры на расстоянии, между делом, когда ребенок слышит голос
взрослого, но не видит его лица. В таком случае для малыша это только шум.
Весьма существенны
осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании,
кормлении. Так, в пережевывании пищи участвуют те же мышцы, что и при
артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу, у него не тренируются соответствующие мышцы, задерживается развитие четкой
артикуляции звуков.
ФОНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА.
Одно из значений слова ФОНЕТИКА - звуковой строй языка. Освоение ребёнком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха - слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.
Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к ДИСГРАФИИ - нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и ДИСЛЕКСИИ - нарушению процесса чтения.
Работу по развитию и коррекции фонематического слуха целесообразно проводить с детьми дошкольного возраста, но особое значение она имеет для детей с ОНР (общим недоразвитием речи).
В книге Т.В. Александровой "Живые звуки, или Фонетика для дошкольников", предложена система работы, направленная на профилактику дисграфий и дислексий. В приложение включены игры и занятия на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развития фонематического слуха и общих речевых навыков.
Руководствуясь данной методикой, занятия будут структурными и интересными. С помощью демонстрационного и раздаточного материала, который может быть использован как при чтении (рассказывании, обыгрывании и т.д.) сказок, так и при выполнении игровых заданий на развитие фонематического слуха, так как обозначение звуков по форме и цвету соответствует общепринятому ( кружки красного цвета - "гласные звуки", кружки синего цвета - "твёрдые согласные звуки", кружки зелёного цвета - мягкие согласные звуки"). Дополнением являются лишь несколько деталей: глаза, рот, нос, "оживляющие" кружки-звуки.
|
ЗВУКИ [А], [О], [У] |
|
На занятиях по фонетическому развитию
дети выбирают картинку и определяют звук
с которого начинается её название.
[А] - аист, акула
[У] - улитка,ухо, утка
[О] - облако, обруч
и т.д |
КАК ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ В ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ?
Взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не
замечать недостатков произношения им некоторых звуков. Чтобы выявить, какие
звуки ребенок произносит неправильно, ученые предлагают послушать, как он
читает стихи, пересказывает сказку или рассказ.
Звуки, которые
ребенок произносит неверно, надо отметить. Затем правильность произнесения
звуков проверяется в словах. Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.
Проверяемый звук должен находиться в разных позициях (в начале, середине и в
конце слова), быть представлен как в твердом, так и в мягком варианте, а также
в сочетании с другими согласными. И, наконец, правильность проверяется при
изолированном произнесении звука. Для этого надо предложить ребенку повторить
за взрослым тот звук, которого он не произносит в речи или в словах. Такая
проверка необходима для того, чтобы при исправлении неправильно произносимых
звуков выбрать такие формы работы, которые помогли бы в кратчайший срок
избавить ребенка от дефектов звукопроизношения. Так, если ребенок опускает
звук, то сначала надо вызвать (поставить) недостающий звук, а потом закрепить
его в слогах, словах, ввести в речь. При неустойчивом произнесении звука (в
одних словах звук произносится правильно, а в других — нет) или когда ребенок
правильно произносит звук только в изолированном виде, работа по его
постановке отпадает. В этих случаях надо уточнить правильность произнесения
звука, а затем закрепить его в словах и фразах.
При замене одного
звука другим необходимо одновременно проводить работу по различению вновь
полученного звука и звука, которым ребенок его заменял. При искаженном произнесении
звука надо выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при
котором достигается правильное его произнесение. Затем правильное произнесение
закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.
Прежде чем самостоятельно заниматься с ребенком
исправлением недостатков
произношения звуков необходимо проконсультироваться со специалистом.
Только логопед может
квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения
специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
Работу по
исправлению недостатков произнесения звуков нужно проводить под руководством логопеда
последовательно, в три этапа:
подготовительные упражнения, постановка (вызов) звука, закрепление
звука в слогах, словах и введение его в речь.
Прежде чем
приступить к подготовительным упражнениям, необходимо выяснить, может ли
ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. Для этого предложите ему
воспроизвести шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание
жука при неправильном произнесении звука [ж] и т.д. Если вызвать звук по
подражанию не удается, надо провести ряд подготовительных упражнений на
развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать
правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение
движений мышц артикуляционного аппарата (правильные движения языка, губ, нижней
челюсти), на выработку сильной воздушной струи. Трудно сказать, сколько понадобится
времени для подготовительных упражнений. В одних случаях — 3 занятия, в других
— несколько недель. Это зависит от состояния речевого слуха, от индивидуальных
особенностей ребенка.
Чтобы вызвать у
ребенка правильный звук, родителю необходимо изучить положение органов речи
при нормальном произнесении звука и способы его вызывания (перед зеркалом).
Затем надо посадить перед зеркалом ребенка, попросить его произнести тот или
иной звук и посмотреть, какое положение принимают его органы речи. Основная
задача родителей заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного
произнесения звука. Если вызвать звук удается по подражанию, то, минуя
подготовительный этап, можно сразу приступать к закреплению звука в словах и
речи.
При закреплении
звука необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала звук
закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Вновь вызванный
звук следует закреплять прежде в начале слов, затем в конце, потом в середине,
например, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки, стихотворения.
Исправление
неправильно произносимых звуков — трудная задача, требующая усилий и большого
напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к исправлению звуков,
надо объяснить ребенку цель этих занятий.
Родители должны
учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание,
придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от ребенка,
чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражнение или тем более сразу
произнес правильно звук. Работу по исправлению дефекта надо организовать так,
чтобы ребенок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка.
Занятия по
исправлению звуков надо проводить систематически, желательно 2 раза в день
(утром и вечером по 5-10 мин.). Если ребенок произносит неверно сразу несколько
звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются.
Будьте
доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза -
подбодрите ребенка и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что
когда-то это тоже не получалось.
Роль семьи в развитии речи ребёнка.
Физическое, психическое и
интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки
приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка
формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение
о том, что звуко-произносительная сторона речи ребёнка развивается
самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В
действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти
всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись
в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно,
чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь на примере которой формируется его
собственная.
Наличие у ребёнка выраженных
нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход
психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что
неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Много неприятностей доставляют и так
называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как
реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является
результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а
также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки,
передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже
сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают
как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши
дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид
в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте всё от вас зависящее, чтобы
привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться,
работать и жить.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет.
Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра.
«Чей это голос?»
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».)
В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.
— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку... — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)
— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку).
— Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».
От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:
— Курочка-рябушечка, куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — пи-пи-пи!
Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).
Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».
«Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).
«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.
«Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
«Сравни кукол»
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)
«Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.
— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это... одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).
«Кто лучше похвалит»
Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».
Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.
«Куклы рисуют и гуляют»
Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)
«Куклы: веселая и грустная»
Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.
Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)
«Назови одним словом»
Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.
— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?
— Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова, т.е. формирование грамматического строя речи. Эта задача тесно связана с обогащением и активизацией словарного запаса ребенка.
Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях. (Маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши.)
«Чего не стало?»
Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).
Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки:
— Что это? (Матрешка.) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая... (поменьше, маленькая).
Аналогично рассматриваются другие игрушки.
— Запомни, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) «Кого не стало?» (Лошадок, утят, цыплят.) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: «Чего не стало?» (Игрушек.) «Каких игрушек не стало?»
Так в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа («не стало утят, игрушек», «нет тапочек, платья, рубашки»).
«Прятки»
Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.
На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).
— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?
Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)
— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).
Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребенка к употреблению падежных форм, а игра в прятки помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, ребенок, находя их, называет правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).
Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся — одевается). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает — не летает», «Кто что делает?»).
«Поручения»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.
В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: Мышка и Мишка.
— Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)
Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.
Так в играх ребенок овладевает умением образовывать слова суффиксально-префиксальным способом (выйди — войди — отойди; залезь — вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).
При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, — для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»). На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой — развешивает его. Ребенок не только называет действия (стирает, развешивает), но и может рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
«Где что можно делать»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
— Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)
«Закончи предложение»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.
Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц — зайчонок — зайчата; сахарница — хлебница). Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольного приставочного словообразования (вошел — вышел, пришел — ушел).
Детей знакомят также со способами образования глаголов на материале подражаний (воробей «чик-чирик» — чирикает, утка «кря-кря» — крякает, лягушка «ква-ква» — квакает).
На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям показывается способ образования глаголов при помощи суффиксов (на барабане барабанят, на дудочке дудят, на трубе трубят, а на гитаре и гармошке играют). Такие вопросы, как: «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? дудочку? трубу?»— подводят детей к пониманию того, что игра на музыкальных инструментах — это действие, и оно имеет свое название.
«Оркестр»
Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.
Для этой игры понадобятся игрушечные музыкальные инструменты — барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.
К ребенку в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Эммы Мошковской «Какие бывают подарки»:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша... (балалайка).
— А что звоночки делают? (Звенят.) Погремушки? (Гремят.) Барабан? (Барабанит.) Дудочки? (Дудят.)
«Профессии»
Цель: соотносить существительные с глаголом.
К этой игре надо подобрать картинки (фотографии) с изображением людей разных профессий (рис. 3) (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
— Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом
Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)
— Служит дорогой отчизне
Старший брат.
Охраняет наши жизни.
Он... (солдат).
Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовет действий», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете? Что делает учитель? строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах: «Что вы делаете дома, на улице?», «Где вы играете, спите, умываетесь?», «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?». Такие задания можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребенку окружении.
При работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение. Например, в игре «Что умеет делать Гена?» взрослый начинает: «Гена умеет... пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу и используя разные средства связи.
Развитие связной речи происходит на занятиях по пересказу литературных произведений, во время рассказывания об игрушке и по картине, когда в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию.
Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.
При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия, а затем они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.
Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). Сначала при рассматривании предмета (игрушки) взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай, кто это?», «Какая это игрушка?». Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке (игры представлены выше).
При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки (ее свойств, качеств и действий), на назначение хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке. Сначала взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. При описании предмета он сначала называется (Это... зайчик), затем раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета, а также его действия (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта). Для описания широко используется совместное рассказывание. Взрослый начинает предложение, ребенок его заканчивает: «Это... (лиса). Она... (рыжая, пушистая, мягкая, золотистая). У лисы (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит... (бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится... (играть с этой игрушкой)».
Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рассказы повествовательного типа. Надо развивать у них умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец), активизировать глагольную лексику в определенной конкретной ситуации (например, сюжет с глаголами общения или движения: спросил — ответил, попросил — сделал, побежал — догнал), так как глагол является основным средством развития сюжета.
«Расскажем про Олю и зайчика»
Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.
Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)».
«Игры-инсценировки с игрушками»
Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки.
Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, затем инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Коза с козлятами» в избушку приходит не волк, а заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.
Формированию умений видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающие действия персонажей в их последовательности (мальчик строит — собирает игрушки; дети идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками). Упражнения на называние последующих действий помогают усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: «Скажи, что делает... (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом».
«Добавь слово»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и... (стала умываться).
— Коля оделся и... (побежал гулять).
— Он замерз и... (пошел домой).
— Стали они играть... (с зайчиком).
— Зайчик испугался... и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и... (ушла, заплакала).
В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения.
Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик... Там он встретил... Они стали...»), а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложения — это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.
В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно также включать в повествования диалоги действующих лиц, при этом очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку рассказать еще раз, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок («Волк и козлята», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»); подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.
«Козлята и зайчик»
Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
Сначала надо вспомнить сказку «Козлятки и волк». Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:... («Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик»). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)».
Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Например, приходит кукла с воздушными шарами, и составляется рассказ «Как у Гали улетели шары», или идет Мишутка с лыжами и перевязанной лапой, а рассказ называется «Как Мишка учился на лыжах кататься». Основная линия сюжета намечается взрослым: «Гале подарили... (воздушные шары). Они были... (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла... (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул... (сильный ветер). Галя не удержала... (шарики, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал... (ее друг). Он спросил: «Ты что плачешь?». Галя ответила: «Беда случилась, шары улетели». Мальчик успокоил Галю и сказал: «Не горюй, у меня дома есть шары, я тебе сейчас принесу».
Для поддержания интереса к играм-инсценировкам можно специально подобрать набор игрушек: елочка, девочка с корзинкой, ежик с ежатами, грибы разных расцветок и размеров; белочка, сосна, шишки, грибы, зайчик, медвежонок. После рассматривания игрушек взрослый предлагает ребенку рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей.
Развитие речевых способностей каждого ребенка происходит под руководством взрослого и проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Можно предложить ребенку короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила... Ребята... Они стали... И вдруг... Тогда...»; «Однажды дети... Видят... Они говорят ему... И тогда...»).
Если взрослые постоянно составляют с ребенком рассказы из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких), это приводит к развитию интереса к слову, который необходим ребенку для дальнейшего освоения богатства родного языка.
Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и повествования, в них включаются и отдельные элементы рассуждения; тем самым у детей развиваются творческие навыки, они понимают задания: составить рассказ, придумать продолжение (окончание) сказки, вместе со взрослым сочинить, описать, рассказать.
Формирование связного
высказывания у детей с ОНР
В нашем детском саду большое внимание
уделяется составлению детьми рассказов описательного и повествовательного
характера.
— восстановление специально пропущенного
звена; придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.
- составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными
произведениями;
Обучению детей творческому
рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные
варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало
рассказа, различные виды наглядности.
Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития
коммуникативных способностей воспитанников можно порекомендовать родителям все рассмотренные виды детских рассказов
оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы
над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда с родителями.
Сочинение — записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на
занятии с логопедом в детском саду.
1. Подготовительная работа проводится логопедом или родителями по заданию
логопеда. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо
предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с
художественными произведениями, экскурсии.
2. Составление рассказа детьми на подгрупповом или индивидуальном занятии под
руководством логопеда.
3. Коррекция и закрепление материала на подгрупповом или индивидуальном
занятии.
4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной
работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
5. Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенком совместно с
родителями:
- запись и красочное оформление рассказа.
Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т.е.
в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с
лексической темой, изучаемой в течение недели, например, «Яблоко», «Апельсин»,
«Капуста», «Помидор», «Мяч», «Снегирь», «Заяц», «Собака», «Кошка», «Чайник»,
«Береза» и др.
после изучения темы (Фрукты, Caд) и знакомства с построением сложных
предложений с помощью сочинительного союза а:
Яблоко и лимон - фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а
лимон овальный. Яблоко большое, а лимон маленький. Яблоко и лимон твердые.
Яблоко гладкое, а лимон шершавый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты
сочные. Они растут на деревьях в саду. Из яблока можно при готовить яблочное
пюре, испечь яблочный пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сварить
лимонный компот».
С тех пор кот больше не охотится на птичек.
Из предложенных слов (пол, комната,
дырка, выглядывать, мышка, кот, прыжок, лапы, игра, писк) можно составить различные варианты истории
"Кот и мышка".
В конце первого года обучения детям
предлагается составить и оформить в виде сочинения рассказ на тему «Как я
провел лето». Родителям следует пояснить, что это может быть описание интересного
события, которое запомнилось ребенку или произошло с ним летом. Сочинения
дети должны принести после летних каникул, в сентябре. Цель данной работы - закрепление
навыков рассказывания, полученных детьми в течение первого года обучения. В
процессе второго года обучения проводится работа по данным сочинениям, даются
задания по оформлению новых сочинений.
печенье. Следующим летом мы пристроим к дому кухню.
В этом году я посадила там морковку и все лето за ней ухаживала. Морковь у
нас выросла очень крупная.
Однажды мы с мамой пошли в палатку за хлебом. По дороге домой я увидела в
траве черепаху. Мы взяли ее к себе, назвали Дусей. Дуся оказалась очень
забавной. Она ползала по грядкам и ела листья одуванчиков. Чтобы найти
хозяйку Дуси, мы повесили около продуктовой палатки объявление. К концу лета
хозяйка Дуси нашлась. Она очень обрадовалась, что ее черепаха жива и здорова.
Оказалось, что черепаху звали Дашкой.
Яцук В.Е.
Комментарии
Отправить комментарий