УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО 

            Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы раз­говариваете с ним заинтересованно, а когда — формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказы­вать, и замкнётся. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопережива­ете ему, хотите понять его — и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам до­вериться.

   От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает воп­росительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Однако в этом воз­расте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль.

          Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения.

  Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором при­ведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голо­сами:

—  Кто сломал в лесу малину? —                                       — Кто таскал наш мёд из улья?

— Тонко заяц пропищал.                                                   Дружно пчёлы прожужжали.

Ушки зайца шевелились,                                                   Что же бедным пчёлам думать -

Он от страха весь дрожал.                                                  Съеден мёд, а кем — не знают.

 

— Кто болото взбаламутил?                                               —  Кто тут чем-то недоволен? — Громко квакнула лягушка.                                                        Грозный рык в лесу раздался.

Из воды болотной мутной                                      —  Я поел малинки вволю!

Чуть видна её макушка.                                                       На полянке я топтался!

-   Предложите ребёнку вставлять одну и ту же повторяющуюся фра­зу в стихотворение, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик                                                     Когда они поели,                               

И поспешил узнать,                                                            То Вадик стал играть.

На маму хитро глядя:                                                          Сказал, закончив дело:

— Пойдём с тобой гулять?                                                 — Пойдём с тобой гулять!

                                                           И мама отвечала:

                                                           — Ну что ж, не будем ждать.

                                                           Уж коли обещала —

                    Пойдём с тобой гулять!     



ЛОГОСКАЗКИ.
в системе коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
Процесс развития речи детей предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у средней группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои способности, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым внутренним содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать средства театрализованной деятельности, возможности которой широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связанно и развитие всех сторон речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй и связная речь.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры. Здесь ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа. Преобладающими средствами выражения в данном случае выступает интонации и мимика.
Игры-драматизации предполагают воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Но чтобы ребенок начал самостоятельно играть в театр, самостоятельно импровизировал или перевоплощался в того или иного персонажа, надо его этому научить. Очень важно включать в знания специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимике, направленные на формирование правильного дыхания, четкой дикции, интонации и артикуляции.
Успешности использования игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды.
Еще одной группой театрализированных игр могут считаться Логосказки. Их использование рекомендуется педагогам как в логопедических группах для детей с нарушениями в речевом развитии, Нои другими педагогами не ведущим коррекционную работу. Эти сказки помогут педагогам в интересной форме решить программные задачи по многим разделам: развитие речи, ознакомление  с окружающим миром, экологическое воспитание и др.
Это специальные сказки, целью которых является не только воспитание творческих способностей и выразительности, но и совершенно конкретная (речевая) задача. В связи с этим сказки можно разделить на несколько условных групп:
1. фонетические (сказки о звуках, сказки на звукоподражание, различение звуков и т.п.)
2. лексические (на закрепление лексико-грамматических категорий,
развитие и активизация словаря, согласование частей речи)
3. сказки о буквах (закрепление образов букв, терминов по обучению грамоте и т.п.)
4. артикуляционные (артикуляция, дыхание, мимика, просодика и т.п.)
5. пальчиковые
Сказки могут использоваться как на отдельном занятии, так и как фрагмент занятия в зависимости от цели. Логопед (воспитатель) также учитывает при подборе сказки возраст детей и этап коррекционкого обучения.
Рассказывая, педагог делает акцент на том речевом материале, который он старается закрепить через данную сказку (например: если сказка о звуке Р, то речевой материал должен быть насыщен этим звуком и у детей должна быть возможность в ходе сказки его неоднократно проговорить.
Педагог в ходе рассказа четко или даже утрированно проговаривает звук, привлекая слух детей ,советуясь с ними и т.п..)
Рассказывая сказку логопед (или воспитатель) может использовать любые виды театров (настольный, плоскостной на фланелеграфе, теневой, куклы би-ба-бо, кукольный, и т.п.).

Во время прослушивания сказки дети должны привлекаться педагогом к непосредственному общению с персонажами (повторять за героем, подсказывать, советовать, направлять и т.п.). В конце сказки обязательно проводится беседа по содержанию: о чем (или о ком) была сказка, что делал герой или герои сказки, что и как он (или они) говорили, что (или кто) понравился и почему и т.д.

Развитие речевого дыхания 

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
 Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
 Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
 Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
 Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

 Запомните параметры правильного ротового выдоха:
 - выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
 - выдох происходит плавно, а не толчками;
 - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
 - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
 - выдыхать следует, пока не закончится воздух;
 - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
 При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
 Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

 Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
 - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
 Педагог дует на бабочек.
 - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
 Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
 Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
 Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
 - Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
  Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.



Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

 - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.


Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
 - Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
 Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
 - Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.


 Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
 - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
 Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.


Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
 - Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
 Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
 Также можно организовать игру "Дед или баба?":
 - Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!


Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

 Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
 - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
 Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


Песня ветра
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче. 
 Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


Летите, птички!
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
 - Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
 В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
 Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Весёлые шарики
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
 - Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
 Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

Воздушный шарик
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
 Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
 - Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
 Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
  Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

Плыви, кораблик!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
 - Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
 Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
 Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.

Уточки
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
 - Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
 Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
 - Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
 В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.

Бульки
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
  - Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
 По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
 Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
 Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
 Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Расти, пена!
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.
Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
 - Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.
 После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.

День рождения
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
 Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.
Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.
 -У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи.
 Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
  Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
 Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
 Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

Свистульки
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
 - Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
 Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Милиционер
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: свистки. 
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.
 - Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток!
 Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Подуй в дудочку!
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
 Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
 - Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!
 Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
 Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

Музыкальный пузырёк
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).
Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.
 - Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба.
 Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

Надуй игрушку!
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.
Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
 - Посмотрите, наши игрушки совсем больные - худенькие, без животиков... Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!
 Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.
  Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.
 На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

Бумажный флажок
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).
Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
 - Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру!
   Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Развитие речевого дыхания.
   Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:
 - пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
 - длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф,Х;
 - произнесение слогов на одном выдохе;
 - произнесение слов на одном выдохе;
 - произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
 - чтение стихотворений;
 - пение песенок;
 - выразительный рассказ, пересказ текстов.
 Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
 В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно
следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.
 Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи - не рассматривается в данном статье. Такая работа проводится на следующих этапах логопедической работы с детьми.

Игры для развития речевого дыхания
Пой со мной!
 Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
 Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
 - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
 - Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

 Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
 - Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
Звуки вокруг нас
 Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
 Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
 - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.
 Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
Девочки поют
 Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.
 Оборудование: картинки с изображением поющих девочек - четко прорисована

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

   У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
   Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.
   Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
   Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.
   Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.
   Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.
   Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут
самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.
На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.
Можно выполнять следующие упражнения. 
Упражнения в перекладывании предмета.
          1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.
        2.Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
       3.Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны - вдох; 2-3 - наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 - и.п. То же, наклон к правой ноге.
     4.Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
     5.Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, мешочек в левой руке.
      6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
      7.Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
           8. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
    9.Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
     10.Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
          11.Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
         12.Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 
     а) Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
       б) Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.
   Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д.. Матерчатый мяч (размером с теннисный)изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.
Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.



Закономерности усвоения речи

Закономерностями усвоения родной речи мы назовем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды — естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях). Развивающий потенциал речевой среды, очевидно, окажется тем выше, чем точнее будут учитываться при ее создании особенности языка как предмета усвоения и особенности функционирования языка как речи, а также психология усвоения речи ребенком на разных возрастных ступенях. Мы можем назвать следующие закономерности усвоения речи. Первая закономерность: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и модулировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребенка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи — и глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом ребенка. Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если ребенок работает органами речи. Так, в младенческом возрасте предречевые действия ребенка — это артикуляционные и модуляционные голосовые действия (гуление, свирель, лепет, модулированный лепет). Они проходят интенсивнее, если воспитатель принимает в них участие. Гуление, лепет сменяются речью, которая на первых порах — речь вслух, т. е. работа мускулов речевого аппарата, требующая от ребенка значительных волевых усилий. И только после того, как ребенок научится в какой-то степени произвольно управлять мускулами своего речевого аппарата, у него появляется речь внутренняя, т. е. способность совершать артикуляции и модуляции органов речи без звукового сопровождения их. Ребенок может научиться произносить звуки речи в знакомых словах чисто, без дефектов (без пропусков или замены гласных и согласных, без картавости, шепелявости и т. п.) примерно к пятому году жизни: например, двухлетний ребенок вместо шляпа и репка говорит «ляпа» и «ека»; трехлетний — «сьляпа», «лепка» или «репъа»; пятилетний — шляпа, репка. По мере того как ребенок растет, речь его развивается, ему уже не хватает правильно произносимых знакомых слов, взрослые, вводя в его лексику новые слова, должны научить его произносить их все, а также научить модулировать интонацию всех синтаксических конструкций, которыми обогащают речь ребенка. Закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков, действует не только в первый период овладения родной речью, при становлении артикуляционной базы, но и позже: в школе, в вузе. Даже самый образованный человек, чтобы говорить хорошо на новую для него тему, должен проговорить свою речь хотя бы внутренне. Вторая закономерность: понимание смысла речи зависит от усвоения ребенком лексических и грамматических языковых значений разной степени обобщенности. Родная речь усваивается, если развивается способность понимать лексические и грамматические языковые значения, если при этом ребенок приобретает одновременно лексические и грамматические навыки. Естественный путь усвоения ребенком родного языка можно представить себе так. Ребенок слышит комплексы звуков и, еще не понимая смысла, произносит их; постепенно он начинает осмысливать лексические значения произносимых комплексов звуков, т. е. соотносить их с определенными явлениями действительности. Его первые предложения — это наборы (ряды) слов. Одновременно с лексическими значениями слов ребенок усваивает и свою первую синтаксическую абстракцию: значение отношений предикативности (т. е. отношений подлежащего и сказуемого), значение утверждения или отрицания («это — мама», «это — деда», «это — не папа»). Еще не умея выговаривать слова (не владея мускулатурой своих органов речи), пользуясь указательным жестом руки как неким «универсальным местоимением», ребенок строит свои первые предложения: «ы-ляпа» (это шляпа), «кыр» (сыр), «паха» (черепаха). «Чья это шляпа, Лидонька?» — «Папа!» (Шляпа папина.) Лексическое значение своих слов-предикатов ребенок может воспринимать еще как номинативное (называющее единственный предмет), но предикативное значение их он уже понял интуитивно. И это первое понимание грамматического значения — свидетельство зарождения у ребенка важнейшего компонента интеллекта — мышления. Дальнейшую последовательность усвоения ребенком языковых знаков и с их помощью развитие его познавательных способностей можно представить так. Ребенок все больше чувствует обобщающий смысл употребляемых им слов: например, слова Надя, мама, ложка, нос он воспринимает сначала как обозначения именно этих предметов и лиц. Затем ему становится доступно обобщенное лексическое значение слова: рассматривая картинки с изображением зверей, птиц, насекомых, он правильно укажет носик у воробья, у льва, у пчелы, хотя носики эти никак не схожи внешне между собой и с его собственным носом. На основе понятого лексического значения слова ребенок воспринимает морфологическую абстракцию — общее значение ряда слов: например, общее значение таких слов, как нос, рука, дом, улица, туча — то, что это все предметы; общее значение слов сидеть, есть, стоять, спать, смеяться, молчать — действие или состояние предмета и т. д. Способность ребенка понимать отвлеченное лексическое значение слова в дальнейшем приводит его к пониманию слова как части речи. Это понимание проявляется в осмысленном употреблении слов-вопросов кто? что? какой? что делает? что сделает? Понимание грамматических категорий свидетельствует о зарождении способности абстрагироваться (совершать мыслительную операцию абстрагирования). Эти зачатки навыка абстрагирования, очевидно, служат предпосылкой для образования способности понимать такие синтаксические значения, как значения отношений — обстоятельственных, определительных, предметных. Указанные отношения ребенок сначала усваивает в словах-вопросах: где? когда? почему? как? зачем? кого? чего? к о м у? ч е м у? к а к о й? и т. д. Затем постепенно он связывает со словами-вопросами образы соответствующих словоформ: на столе, с утра, от радости, с радостью, для обеда, нет мамы, нет хлеба, хороший (мальчик), дорогая (мама) и т. д. Усвоение данных грамматических форм со своей стороны совершенствует навыки абстрагирования. Итак, человек постигает мыслительную операцию абстрагирования при усвоении отвлеченных лексических значений; этот первоначальный мыслительный навык является ступенькой, поднявшись на которую он оказывается способным постичь и грамматические значения родного языка — предельно абстрактные значения. Грамматические формы родного языка — это материальная основа мышления. В какие сроки ребенок-дошкольник овладевает указанными выше фактами языка и овладевает ли, зависит от того, как его обучают речи, каков развивающий потенциал языковой среды, в которой он растет, а самое главное — имеет ли возможность ребенок усваивать грамматические и лексические значения родного языка синхронно, в нужных пропорциях. Обычно наблюдается задержка в развитии понимания грамматических (синтаксических) значений. Третья закономерность: усвоение выразительности речи зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам фонетики, лексики и грамматики. Родная речь усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. Усваивая грамматические и лексические значения, дети чувствуют (интуитивно), как отражается в языке внешний по отношению к говорящему мир, а усваивая способы выразительности речи, дети чувствуют (также интуитивно), как отражается в языке внутренний мир человека, как человек выражает свои чувства, свою оценку действительности. Рассмотрим с точки зрения выразительности стихи А. Прокофьева «Костер».Вьется низенький дымок,
Скачет рыженький комок, Не лиса, не белочка, Вверх бросает стрелочки. Высоко летят они, Ветер, ветер, догони!
Догони стрелу, Передай орлу, — Пусть летит над горой
С золотой Стрелой! Эти стихи легки для восприятия ребенка прежде всего из-за своей звуковой организации: жизнерадостного размера, точных рифм (дымок — комок, белочка — стрелочка, они — догони, стрелу— орлу, над горой — золотой — стрелой), благозвучия. Средствами словообразования — употреблением ласкательных суффиксов и в существительных (дымок, белочка, стрелочка) и в прилагательных (тоненький, рыженький) — подчеркнуто доброе отношение автора к тому, о чем он говорит. Развернутые метафоры («скачет рыженький комок», «вверх бросает стрелочки» — это пламя перебегает по хворосту костра и разбрасывает искры), отрицательные сравнения (пламя — «не лиса, не белочка»), обращение и олицетворение (поэт обращается к ветру, как к живому существу) делают текст стихотворения поэтичным. Зарисовка маленького костра с живым огоньком очень изящна, реалистична, а дальше начинается сказка: в своем воображении поэт видит, будто над горой летит могучая птица — орел и в клюве несет золотую стрелу. Дети, заучивая такие стихи, интуитивно усваивают ту особенность родного языка, что в нем можно одну и ту же мысль выразить разными синонимичными средствами (например: «скачет рыженький комок» — перебегает пламя; пламя — «не лиса», «не белочка»), но здесь к объективному обозначению явления прибавится еще оценка этой мысли говорящим, его отношение к ней, т. е. раскроется его внутренний мир. Наличие в языке синонимов и употребление их говорящим делает язык не только средством информации, сообщения, но и средством выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит. Следовательно, развитие у детей способности чувствовать выразительность чужой речи и выражать словами свои чувства, зависит от усвоения ими синонимии родного языка. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. Еще не понимая ни одного слова, ребенок безошибочно различает в речи взрослого интонацию ласки, одобрения, порицания, гнева (в ответ он улыбается, обиженно складывает губы или разражается плачем). Усваивает ребенок и лексические средства выражения эмоций (например, разницу в эмоциональной окраске синонимов: ешь — кушай — лопай; баиньки — спи — дрыхни). Выразительность переносного употребления слов и выразительность грамматических средств тоже может быть усвоена ребенком очень рано, но для этого нужно специальное обучение. Известно, например, что дети сначала без необходимой подготовки понимают в буквальном смысле все, что говорят взрослые («Катюша, позови этого неслуха Валерика. Он опять ушел на улицу без завтрака! Я ему голову оторву! — гневается мать. «Мамочка, не отрывай ему голову. Валерику больно будет!» Или: «Знаешь, Катюша, я был на седьмом небе от счастья, когда мне сказали, что я принят в институт»,—делится своими переживаниями брат. «А как ты оттуда услышал?» — недоумевает маленькая Катюша). Восприимчивость к выразительности речи можно привить только тогда, когда работа эта начата в самом раннем детстве. Полученная в детстве способность чувствовать выразительность речи дает возможность взрослому человеку глубоко понимать красоту поэзии, художественной прозы, наслаждаться этой красотой. Детей нужно учить понимать выразительность речи так же, как учить их воспринимать смысловую ее сторону: показывать им образцы выражения чувств в речи и заботиться о том, чтобы чувства эти дошли до ребенка, вызвали у них ответные чувства. Четвертая закономерность: усвоение нормы речи зависит от развития чувства языка у ребенка. Родная речь усваивается, если у ребенка появляется способность запоминать норму употребления языковых знаков в речи — запоминать их сочетаемость (синтагматику), возможности взаимозаменяемости (парадигматику) и уместность в различных речевых ситуациях (стилистику). Эта способность человека помнить, как традиционно используются в литературной речи созвучия, морфемы, слова, словосочетания, называется чувством языка, или языковым чутьем. Чтобы понять, как развивается у ребенка чувство, лежащее в основе владения лексикой, нужно проследить, как он усваивает значение слов с производной основой. А. Н. Гвоздев, М. А. Рыбникова, наблюдая за появлением в речи ребенка производных слов, приходят к убеждению, что прежде всего ребенок усваивает смысл отдельных аффиксов. Например, если он образует «свои» слова — «примолоточил», «бездверный» (избушка Бабы Яги), «кусастая» (собака), то это значит, что ему ясен смысл приставок при-, без-, суффикса -аст- (сравни: зубастый, глазастый). Следовательно, если ребенок понимает уже смысл корней и аффиксов каждого в отдельности, то он может почти безошибочно понять и смысл слова, состоящего из данных морфем, хотя бы он раньше и не встречал этого слова (например, понимая, что значит без-, облак//o, -н-, он поймет без объяснения, что такое безоблачн//ое, хотя это слово, может быть, услышит впервые). Конечно, «знание» это — интуитивное, оно может оказаться неточным и даже неверным, но это уже исключение, а не правило. Следовательно, закономерность, облегчающая человеку усвоение (запоминание) нескольких тысяч слов, составляющих лексику его родного языка, состоит в способности запоминать смысл элементов слова и правильно употреблять их в речи. Так же без видимых усилий усваивает ребенок синтаксис, прежде всего — словоизменительные морфемы (окончания существительных, прилагательных, глаголов и формообразующие суффиксы). «Вы замечаете... —говорил К. Д. Ушинский, —что ребенок, услышав новое для него слово, начинает по большей части склонять его, спрягать и соединять с другими словами совершенно правильно...» Далее читаем: «...Могло ли бы это быть (такое легкое приискание правильной грамматической формы для слова с совершенно новым лексическим смыслом. — Л. Ф.), если бы ребенок, усваивая родной язык, не усваивал частицы той творческой силы, которая дала народу возможность создать язык?». «Рабочим механизмом», позволяющим ребенку удерживать идеальные конструкции родного языка и оперировать ими в речи, является память; память — основное средство развития чувства языка. Б. В. Беляев обоснованно предположил, что родной язык усваивается «на уровне чувства», потому что «чувство образует основу всякой психической деятельности». И лексические и грамматические значения родного языка человек чувствует задолго до того, как обретает способность осознавать их. Осознание своей речи потому только и возможно, что речь усвоена уже интуитивно. Хорошо или плохо человек владеет речью, зависит не от того, умеет ли он осознавать свою речь, а от того, насколько полно и правильно (т. е. в соответствии с литературной традицией) он усвоил ее интуитивно, т. е. на уровне чувства, а не мышления. Запомнить традиционное употребление элементов родного языка в нормированной речи человек должен в основном в дошкольный период жизни. Пятая закономерность: усвоение письменной речи зависит от развития координации между устной и письменной речью. Письменная речь усваивается, если образуется способность «переводить» звучащую речь на письменную. При обучении чтению и письму к работе органов речи подключается еще работа мышц глаз и пишущей руки, но глаза и рука не могут выполнять речевых функций (читать и писать) без одновременной работы мускулов речевого аппарата. «Письменная речь для ребенка, — пишет Н. С. Рождественский, — это второй этап в овладении речью вообще». И особенность усвоения ее состоит в том, что «слова устной речи являются знаками для реальных предметов и их отношений; письменная же речь состоит из знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи». Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью. Искусственно организованная речевая среда для обучения письменной речи будет оптимальной лишь в том случае, если дидактический материал будет предъявляться детям одновременно в звуковой и письменной форме (для сопоставления). На первом этапе обучения письменной речи (чтение и письмо в подготовительной группе) ребенок «переводит» неизвестное ему — буквы — на известное — слышимые слова. В дальнейшем ученик не ограничивается простым переводом звуков на буквы и наоборот, но делает этот перевод по правилам правописания. Например, чтобы учащиеся осмыслили орфографическое правило правописания безударных гласных в любой части слова, их внимание обращают на то, что безударные гласные пишутся не так, как слышатся: слово домой потому и трудно писать, что его нельзя писать по слуху; а вот слово дом легко писать: все буквы в нем пишутся, как слышатся; детям станет ясен и смысл сопоставления: домой — дом. Еще важнее сопоставление устной речи с письменной при изучении тех правил пунктуации, которые целиком зависят от интонации. Например, чтобы поставить вопросительный знак, а не точку в предложении «Это гриб?» (Ср.: «Это гриб»), надо услышать его интонацию. Если на занятиях по обучению грамоте в подготовительной группе детей не учат читать с правильной интонацией, они, во-первых, получают неполные знания по грамматике, что ведет к непониманию смысла слышимой речи, к неумению точно выражаться; во-вторых, не усваивают выразительной (стилистической) стороны речи; наконец, незнание ритмомелодических рисунков синтаксических конструкций затрудняет в дальнейшем усвоение пунктуации. Шестая закономерность: темпы обогащения речи зависят от степени совершенства структуры речевых навыков. Естественный процесс усвоения родного языка, обогащение речи ребенка новой лексикой и новыми конструкциями происходит тем скорее, чем совершеннее его речевые (особенно фонетические и грамматические) навыки. Эту закономерность наблюдают постоянно воспитатели детского сада: чем более развита речь ребенка, тем легче он запоминает стихи, сказки, рассказы, тем точнее он может передать их содержание. Указанную закономерность наблюдают постоянно в школе учителя-предметники. Например, всем известно, что уроки географии, истории, литературы легко усваивают те дети, у которых развита речь: они с любопытством слушают учителя, легко запоминают его сообщения и так же увлеченно и результативно читают учебники и относящуюся к предмету литературу. Итак, существует шесть закономерностей естественного процесса усвоения родного языка. 1. Родной язык усваивается, если усваивается «материя языка» в процессе мускульной речевой деятельности ребенка. Развиваются кинестезические (речедвигательные) ощущения. 2. Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыки приобретаются синхронно. При этом развивается мышление, воображение ребенка. 3. Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этом развивается эмоциональная и волевая сфера ребенка. 4. Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т. е. интуитивное (неосознанное) правильное (в соответствии с нормой) владение всеми компонентами языка. При этом развивается память ребенка. 5. Письменная речь усваивается, если ее опережает развитие устной речи, если она является как бы «переводом», перекодировкой звуковой речи в графическую. При этом развиваются все познавательные способности, эмоции и воля ребенка. 6. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи ребенка было проведено в полную меру его возможностей, то на следующем этапе процесс обогащения речи и усвоения ее ребенком идет быстрее и легче. Поскольку каждый речевой навык образуется на базе развития определенной познавательной способности (ощущения, памяти, воображения, мышления) или эмоционального и волевого состояния, то и закономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определить как зависимость совершенствования структуры речевых навыков от развития познавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребенка.


Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев
OCR Detskiysad.Ru
 "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.





  Тема «Творческий пересказ рассказа 

“Про зайца” 
ЦЕЛИ 
• Учить пересказывать рассказ с элементами творческого пересказа: по началу текста придумывать развитие дальнейших событий с опорой на вопросы. 
• Развивать мышление, воображение. 
• Учить логически мыслить и последовательности при пересказе. 

ОБОРУДОВАНИЕ 
Предметные картинки, начало рассказа "Про зайца". 

Ход занятия:
1. Организационный момент. 
Логопед: Дети, сегодня мы познакомимся с историей, которая произошла с одним зайцем, но, к сожалению, у этой истории нет конца. Послушайте начало. 
Зимой заяц белеет. Зимняя белая шубка гуще и теплее, чем серая. В такой шубке зайцу хорошо прятаться от врагов: не видно на белом снегу белого зайца. Вот какая история приключилась с одним зайцем. Прыгал белый заяц по полянке, искал под снегом сухую травку. Вдруг из-за куста выскочила лиса...  

2. Логопед: Теперь послушайте вопросы и ответьте на них.

В какое время года происходят события рассказа? 
Что происходит зимой с шубкой зайца? 
Чем отличается белая шуб- ка от серой? 
Как помогает белая шубка спастись зайцу от врагов? 
Кто является врагами зайца? 
Чем был занят зайчик на полянке? 
Откуда выскочила лиса? 
Как вы думаете, удалось ли зайчику спастись от лисы? 
Что ему помогло спастись? (Варианты, предложенные детьми.) 
Как это могло произойти? 
Кто мог прийти на помощь зайчику? 
Чем закончилась история? 
Дети отвечают. 

З. Динамическая пауза .

4. Логопед:  Послушайте начало истории еще раз. Перескажи ее, придумав свой конец. 
Ребёнок: Зимой заяц белеет. Зимняя белая шубка гуще и теплее, чем серая. В такой шубке зайцу хорошо прятаться от врагов: не видно на белом снегу белого зайца. Вот какая история приключилась с одним зайцем. Прыгал белый заяц по полянке, искал под снегом сухую травку. Вдруг из-за куста выскочила лиса и погналась за ним. А заяц увидел белый-белый

сугроб и прыгнул в него, чтобы спрятаться от лисы. Мимо пролетали птицы. Они увидели, что зайчик попал в беду, и решили ему помочь. Птицы стали клевать лису, и она завыла от боли. А заяц тем временем выскочил из сугроба и побежал домой. 
Ответы обсуждаются, корректируются детьми и логопедом. 

5. Итог занятия. Оценка работы детей.




Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Как отучить малыша от плохих слов

РОДИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

КАК РЕБЁНОК УЧИТСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ?